Что смотреть на фестивале «Территория»

09/10/2017

12 октября в Москве стартует ежегодный фестиваль «Территория», который знакомит москвичей с наиболее актуальными спектаклями и постановками зарубежных и российских мастеров. Мы выбрали семь самых интересных.

«Бельгийские правила / Бельгия правит», режиссер Ян Фабр

17 и 18 октября в Театре наций.

В программе фестиваля этого года немало имен, которые в представлении не нуждаются. Но есть одно, особенно дорогое сердцу российского зрителя. Яна Фабра у нас боготворят и ненавидят, ругают и превозносят. Семь лет в Москве не видели по-настоящему масштабных постановок знаменитого бельгийского провокатора, и все эти годы в столице ждали его новый спектакль.

На последнюю по времени работу Фабра вдохновил Люк ван ден Дрис из Антверпенского университета: «Правда в том, что Бельгии не существует. Бельгия – сюрреалистический кошмар». Оттолкнувшись от этого тезиса, Фабр со свойственной ему иронией творчески переосмыслил историю своей родины.

«Ночь в библиотеке», режиссер Робер Лепаж

С 12 октября по 12 ноября в Мультимедиа Арт Музее.

Спектакль виртуальной реальности «Ночь в библиотеке» – это признание в любви библиотекам, сделанное с помощью самой современной визуальной техники. Лепаж создает феерию виртуальных спецэффектов, в которой участвуют самые красивые библиотеки мира: Сараево и Мехико, Александрия и Вашингтон, Копенгаген и Париж. В общей сложности посетителям выставки предстоит виртуальное погружение в десять существующих и выдуманных пространств настоящего и прошлого.

«Все, что со мной рядом», режиссер Фернандо Рубио

С 21 по 24 октября в Московском музее современного искусства. Билет на спектакль позволяет посетить в этот день все выставки ММСИ на Петровке, 25.

«Все, что со мной рядом»  пожалуй, самый необычный спектакль фестиваля. Он длится всего 15 минут, зато на это время у зрителя есть своя личная актриса, а местом действия является кровать, в которую нужно с ней улечься. Рубио экспериментирует с такими понятиями, как «личные границы», «психологически комфортное расстояние» и «приличия». Укладывая двух незнакомых людей в постель, он задается вопросом, насколько быстро они смогут преодолеть смущение и найти общий язык. Это испытание на прочность не только для зрителей, но и для актрис, которых каждый раз отбирают заново, в зависимости от того, в каком городе проходит спектакль. Может ли другой человек помочь нам преодолеть одиночество? Способны ли мы сами моментально разрушить стереотипы и пойти на контакт? Объектом внимания зрителей становятся они сами, их тела, переживания и воспоминания.

«Наследие. Комнаты без людей», театр «Види-Лозанн», компания «Римини-протокол»

С 17 по 22 октября в Центре современного искусства Винзавод.

«Наследие. Комнаты без людей» – новый интерактивный спектакль немецкой театральной группы Rimini Protokoll на тему смерти.

Целых два года постановочная группа спектакля колесила по Швейцарии (стране с потрясающей продолжительностью жизни и массой узаконенных способов ухода из нее), общаясь с врачами и сотрудниками похоронных бюро, юристами и неврологами, сотрудниками домов престарелых и священниками. С результатами этого общения теперь можно познакомиться в восьми комнатах, посвященных восьми историям о смерти.

Зрители, пришедшие на спектакль, попадают в овальную комнату с множеством дверей, похожую на культовую комнату в доме Архитектора из фильма «Матрица». За каждой из дверей – комната, в которую гостей пускают партиями, человек по восемь. В комнатах, оформленных художником Домиником Хубером, – инсталляции, посвященные какому-то человеку или нескольким людям из тех, с кем встречались создатели постановки в Швейцарии.

«Новый мир», куратор и модератор Константин Богомолов

13, 14 и 15 октября в новом пространстве Театра наций.

Проект «Новый мир» представляет собой серию из трёх театрализованных дискуссий. Это не спектакли, хотя в дискуссиях предусмотрены и элементы шоу, но и не просто традиционные обсуждения-посиделки. Поскольку проект российско-немецкий, в фокусе каждой из дискуссий будут представители наших двух стран. Из вечера в вечер меняться не будет только ведущий, модератор цикла  Константин Богомолов, давно известный не только как один из лидеров современной российской режиссуры, но и как блестящий шоумен.

Три темы, которые будут обсуждаться в течение этих вечеров, объединены ключевым для эпохи мировой глобализации понятием свободного рынка  как универсального способа взаимного обмена, не только товарами, но и идеями.

«Ближний город», режиссер Кирилл Серебренников

24 и 25 октября на основной сцене «Гоголь-центра».

«Ближний город»  совместная работа Кирилла Серебренникова и лучшего драматурга 2016 года по версии национальной театральной премии «Золотая маска» Марюс Ивашкявичуса.

Герои абсурдистской комедии – тридцатилетние Иво и Анника. Они любят друг друга, но рутина семейной жизни, работа и трое детей берут свое, так что почти каждый уик-энд Иво исчезает из дома, чтобы побыть с друзьями и посмотреть на свою жизнь со стороны – из ближнего города. Наконец, Аннике это надоедает, и она тоже отправляется в этот город, чтобы узнать, куда так часто отлучается супруг и что он так настойчиво ищет. В этот самый момент жизнь пары полностью переворачивается.

Спектакль Ивашкявичуса-Серебренникова рассказывает о том, что происходит, когда мы позволяем выйти наружу нашим самым сокровенным мечтам, а также о том, что бывает, когда мы позволяем им осуществиться.

Спектакль идёт на латышском языке с русским синхронным переводом.

«Цирк», режиссер Максим Диденко

20 и 21 октября в Театре наций.

Спектакль на основе одноименного советского фильма Григория Александрова с переосмысленным сюжетом. Ингеборга Дапкунайте играет не только Марион Диксон и ее белокурый прообраз Марлен Дитрих, но и саму Орлову, главную звезду советского кинематографа. Мир цирка оказывается тщательно работающим механизмом с клоунами, настоящими трюками и жесткими правилами. Сам режиссер определяет жанр своего нового спектакля как ретро-футуризм.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
НАМ ДОВЕРЯЮТ