В Москве стартовал фестиваль Нового европейского театра

10/11/2014

Спектаклей всего пятнадцать, и смотреть надо все. Но если уж выбирать, то в первую очередь привозные, потому что фестиваль закончится, и они уедут – и собирай потом эти жемчужины по всей Европе. Quintessentially рассказывает, чего ждать от главной гастроли месяца.

«Деменция»

Театр Proton, Венгрия; 15 и 16 ноября, 20:00; на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда

Спектакль основан на реальной истории одной из будапештских психбольниц, которую в целях оптимизации внезапно закрыли, а больных отправили по домам. Те, кому некуда идти, остались в опустевшем здании, превратившись в пародию на современное общество. Гротеск и безудержное веселье всеми забытых сумасшедших сменяются тоской и поиском ответов на вечные вопросы, а конец у этой истории печальный и пророческий.

«Великая и невероятная история коммерции»

Театр Compagnie Louis Brouillard (Франция); 19 и 20 ноября, 20:00; на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда

Чтобы создать этот спектакль, автор и режиссёр Жоэль Помра обстоятельно побеседовал с несколькими коммивояжёрами, а актёры прошли «стажировку» у настоящих мастеров прямых продаж. Так на сцене оказались эти пять персонажей: не то сектанты, не то жулики, они говорят о братстве и солидарности, целях и перспективах, убеждая и обманывая и клиентов, и самих себя – как это делаем все мы.

«Король Убю»

Théâtres et Compagnie & Cheek by Jowl Company (Франция — Великобритания); 21 и 22 ноября, 20:00; на сцене Театра Наций

Одно из самых значительных драматических произведений XX в. родилось на чердаке, где Альфред Жарри – тогда ученик лицея – ставил кукольные спектакле о Папаше Убю, гротескном персонаже, списанном с одного из преподавателей. Историй было несколько, позже они превратились в полноценные пьесы, но на профессиональной сцене сыграна была только одна – о том, как смешной и нелепый домашний тиран Убю превратился в кровавого диктатора. Спектакль вызвал скандал и при жизни автора больше не ставился, а после смерти – вопреки возмущению обывателей – стал классикой.

«Зимний путь»

Совместная постановка фестиваля в Экс-ан-Провансе, «Винер Фествохен», «Голландского фестиваля», Линкольн-центра, Оперы города Лилля, Фестиваля искусств в Херренхаузене «Нижнесаксонские дни музыки» (Ганновер), театров города Люксембурга; 26 ноября, 20:00; в Камерном зале Московского дома Музыки

«Зимний путь» – песенный цикл, написанный Шубертом на стихи поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Лирический герой бесцельно скитается на фоне заснеженных пейзажей, печалясь о потерянной любви, и в этой мрачной фигуре угадываются черты самого композитора, страдающего от бедности, одиночества и разочарования в последний год своей жизни. Песни, исполняемые баритоном Маттиасом Бёрне, сопровождаются видео и декорациями работы современного южноафриканского художника и режиссёра Уильяма Кентриджа.

«Последняя лента Крэппа»

Театр ОКТ / Городской театр Вильнюса (Литва); 26, 27 ноября, 20:00; на сцене Студии театрального искусства

«Лицо бледное. Багровый нос. Седые лохмы. Небрит. Очень близорук (но без очков). Туг на ухо.     Голос надтреснутый. Характерные интонации. Ходит с трудом» – так Сэмюэль Беккет описывает главного и единственного героя «Последней ленты». Он, как и многие старики, разговаривает сам с собой, но с собой молодым, из прошлого – прослушивая аудиозаписи собственных воспоминаний. В них – ошибки, упущения, вопросы, оставшиеся без ответа, и последний шанс что-то исправить в этой жизни.

«Дыхание»

Театр Schaubühne am Lehniner Platz (Германия); 29, 20 ноября, 20:00; на сцене электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ

«Летай я семь лет подряд каждый день из Лондона в Нью-Йорк, экологические последствия от этого будут меньшими, чем от одного моего ребенка. Ведь это десять тысяч тонн углекислого газа» – весь спектакль английского драматурга Дункана МакМиллана разворачивается вокруг этого конфликта, где с одной стороны экология, социальная ответственность, культура и прочие достижения цивилизации, а с другой – желание иметь детей, такое естественное и такое пугающее.

«Тартюф»

Театр Schaubühne am Lehniner Platz (Германия); 29, 30 ноября, 20:00; на сцене Театра Наций

Мы привыкли к тому, что Тартюф – мошенник, чуть было не разоривший добропорядочное семейство (и разоривший бы, но Мольер писал комедию, и всё в ней закончилось хорошо). Но режиссёр Михаэль Тальхаймер предлагает повнимательнее присмотреться к несостоявшимся жертвам: так ли они невинны? отчего так просто поддались обману? – и вдруг с ног на голову переворачивает всю историю (причём буквально, вместе с актёрами и декорациями).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
НАМ ДОВЕРЯЮТ