Самые значимые и интересные выставки, которые открываются в ноябре

06/11/2014

Большая русская икона

1 – 27 ноября; ЦВЗ «Манеж»

300 храмовых икон с конца XVI до начала XX вв. из собрания коллекционера Феликса Комарова, представляющие все стилистические направления русской иконописи, включая локальные школы, старообрядческую традицию, а также стили, формировавшиеся под влиянием светской живописи XVIII-XIX вв.

«Вокруг меня гудит XX век»

5 – 30 ноября; Центр фотографии имени братьев Люмьер

Первая и вторая мировые. Революция и гражданская. Индустриализация и голодомор. Лев Толстой и Григорий Распутин. Георгий Жуков верхом на слоне, Софи Лорен в зале заседаний Верховного совета СССР. Всё это – штрихи к портрету XX века, сделанные фотографами ТАСС (некоторые из них начали снимать ещё тогда, когда никакого ТАСС не было в помине). 80 репортажных снимков, вошедших в золотой фонд российской фотожурналистики – на выставке в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Александр Бродский. «Мейнстрим»

7 – 30 ноября; галерея «Триумф»

Бродский – мастер архитектурного парадокса, известный, например, по инсталляциям «Ротонда» (Никола-Ленивец), «Цистерна» (премия «Инновация», 2012), «Населённый пункт» (Венецианская биеннале, 2006). В его постройках всегда нарушена привычная структура и логика: вместо стен – двери и окна, вместо окон – бетон, вместо бетона – лёд. Новая работа следует тому же принципу, приглашая зрителя в дома, где есть верх, но нет низа, есть потолок, но нет пола, есть стены, но нет спасения.

Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить…»

12 ноября – 8 февраля 2015; Третьяковская галерея на Крымском Валу

Георгий Костаки – греческий подданный, сотрудник посольства Канады и ангел-хранитель русского искусства, собиравший его тогда, когда сама идея частного коллекционирования казалась крамольной. Иконы и авангард, нонконформизм и авторская игрушка – всё, что не укладывалось в официальную идеологию и казалось непосвящённому зрителю хламом, он приобретал, восстанавливал, спасал от исчезновения. На выставке в Третьяковке – более 200 экспонатов, собранных коллекционером в 1960-1970-х гг.

Ли Уфан

14 ноября – 23 марта 2015; галерея Гари Татинцяна

Ли Уфан – корейский художник-минималист, один из сооснователей японского художественного движения Моно-ха. Движение исследовало взаимодействие объектов, материалов и ощущений: «Наивысший уровень экспрессии – не создать что-то новое, а подать уже существующее так, чтобы подстегнуть восприятие». На выставке в галерее Гари Татинцяна представлены работы Ли Уфана из серий Relatum ― Silence и Dialogue, в которых объём взаимодействует с плоскостью, а цвет – со светом.

Джулия Маргарет Кэмерон (1815 – 1879)

19 ноября – 1 ноября 2015; Мультимедиа Арт Музей

Впервые взяв камеру в 48 лет, Джулия Маргарет Кэмерон стала одним из наиболее значительных фотографов XIX века. Начав с портретов, она занялась постановочной и пейзажной фотографией, смело исследуя возможности инновационной – для её времени – техники. Как и все новаторы, не избежала критики – например, за любовь к расфокусировке, которую многие списывали на нехватку технической грамотности. На выставке будет представлено более сотни сделанных ею снимков из коллекции музея V&A.

Английский завтрак

25 ноября – 3 марта 2015; Исторический музей

Охватившая Россию на рубеже XVIII-XIX вв. англомания не могла пройти мимо чаепития: кипятить воду можно и в самоваре, но заваривать и пить – только из английского фарфора. Веджвуд, Споуд, Клюз, Минтон и старавшиеся не отставать от них Императорский фарфоровый завод и Казенная фаянсовая мануфактура поставляли свои произведения и к императорскому двору, и к скромному столу мещанина. На выставке представлены оригинальные английские изделия и их русские интерпретации, многие из которых демонстрируются впервые.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
НАМ ДОВЕРЯЮТ